В эпоху IX-XI веков наибольшее распространение в северной Европе получили суда, известные как "ладьи". Эти корабли использовались викингами — народами, населяющими территорию современной Скандинавии. Ладьи были ключевым элементом их культуры и военной стратегии.
Ладьи викингов отличались своей конструкцией: они имели длинный и узкий корпус, что делало их быстрыми и маневренными. Благодаря малой осадке они могли плавать как по морям, так и по рекам, что позволяло викингам совершать набеги на прибрежные поселения и проникать глубоко вглубь континентов.
Основным материалом для строительства ладей служила древесина, чаще всего дуб. Корпус ладьи был обшит досками, которые перекрывались как черепица, такая конструкция обеспечивала прочность и гибкость судна. На ладьях устанавливались мачты с прямыми парусами, что позволяло использовать силу ветра для передвижения на большие расстояния. В случае безветрия или при необходимости точного маневрирования использовались весла.
Примерами знаменитых ладей викингов являются "Гокстадский корабль" и "Осебергский корабль", найденные в Норвегии. Эти находки дали археологам и историкам ценную информацию о кораблестроении и мореплавании в эпоху викингов.
В отличие от ладей, такие типы судов, как каравеллы, фрегаты и триремы, относятся к другим историческим периодам и культурам. Каравеллы были популярны в эпоху Великих географических открытий в XV-XVI веках и использовались португальцами и испанцами. Фрегаты появились позже и стали важной частью флотов в XVII-XIX веках. Триремы же были гребными судами, которые использовались в античности, в частности, древними греками и римлянами.
Таким образом, для IX-XI веков наиболее характерным типом судна были ладьи, которые играли важную роль в мореплавании и военной деятельности викингов.